Главный симпозиум года
Заголовок Ответственность как предиктор эмоционально-личностного благополучия
Автор(ы) Карапетян Л. В.
Сведения об авторе(ах)

Лариса Владимировна Карапетян, доктор психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, начальник Уральского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России (г. Екатеринбург, Россия).

DOI 10.35853/LAU.WS.2019.SP04
Секция Социально-психологическая секция
Год 2019 Индекс УДК 159.947.2:17.023.34 Страницы 44 - 53
Аннотация

Ответственность как личностное качество играет важную роль при выполнении любого вида деятельности. Ученые связывают ответственность с надежностью профессионала, его успешностью, способностью к развитию и самоактуализации. Вместе с тем в науке имеются данные о таких деструктивных последствиях ответственности, как профессиональное выгорание, профессиональные деформации и деструкции, стресс, прокрастинация. Цель исследования: определение влияния ответственности на эмоционально-личностное благополучие. Под эмоционально-личностным благополучием понимается состояние гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека. Для достижения цели использовались исследовательская методика изучения ответственности в разных сферах ее проявления, а также методика изучения самооценки эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ). Исследование показало, что ответственность имеет ряд социально-демографических предикторов, таких как пол (мужчины в большей степени склонны брать ответственность за достигнутые успехи), возраст (чем моложе респонденты, тем более выражена готовность принимать ответственность на себя), профессиональная принадлежность (наиболее высоко оценивают свою ответственность психологи, врачи и представители МВД). Выявлено, что все сферы проявления ответственности связаны с эмоционально-личностным благополучием. В статье приводятся результаты исследования, доказывающее, что респонденты с низкой степенью ответственности склонны к переживанию эмоционально-личностного неблагополучия, тогда как высокая степень ответственности предрасполагает к переживанию эмоционально-личностного благополучия.

Ключевые слова ответственность, внутреннее благополучие, эмоционально-личностное благополучие.
Для цитирования

Карапетян Л. В. Ответственность как предиктор эмоционально-личностного благополучия // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 44–53. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP04.

Лицензия Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
  Полный текст статьи Язык статьи: Русский
Список цитируемой литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход. М. : Наука, 1995. 214 с.
2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2014. 603 с.
3. Карапетян Л. В., Глотова Г. А. Эмоционально-личностное благополучие. Екатеринбург : Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. 212 с.
4. Коротков Э. М. Корпоративная социальная ответственность. М. : Юрайт, 2013. 445 с.
5. Кудинов С. И., Седова И. В. Исследования эмоционального выгорания у педагогов с разными уровнями ответственности // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2014. № 4. С. 34–39.
6. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л. : Наука, 1983. 240 с.
7. Паршутин И. А. Ответственность и контроль как факторы возникновения стрессовых реакций у сотрудников правоохранительных органов // Наука и инновации в современных условиях / под ред. А. А. Сукиасян. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С. 206–210.
8. Полевая М. В. Прокрастинация и социальная ответственность личности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 (64). С. 602–604.
9. Прокофьев А. В. Моральная ответственность, вина и стыд в контексте коллективной деятельности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2016. № 3 (19). С. 45–52.
10. Прядеин В. П. Половозрастные особенности ответственности. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1998. 290 с.
11. Прядеин В. П., Кожевникова Н. В. Ответственность, ответственная зависимость и профессиональная деформация у сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3 (27). С. 81–83.
12. Сидорова Т. Н. Исследование особенностей когнитивного и поведенческого компонентов социальной ответственности // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. М. : Наука, 1987. С. 51–54.
13. Сидорова Т. Н. Психологические условия воспитания социальной ответственности в раннем юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук. М. : б.и., 1988. 178 с.
14. Сыманюк Э. Э. Психологические компоненты ответственности руководителей образовательных учреждений // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3 : Общественные науки. 2015. № 1 (137). С. 155–163.
15. Borgatta E. Some Findings Relevant to a Great Man Theory of Leadership // American Sociological Review. 1954. Vol. 19. P. 755–759.
16. Zotova O. Y., Karapetyan L. V. Psychological security as the foundation of personal psychological well-being (analytical review) // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11 (2). P. 100–113.

Финансирование
Дата поступления 20.10.2019
Принято к публикации 25.11.2019