Заголовок | Реализация потребности в искусстве как фактор психологического благополучия личности | ||||
Автор(ы) | Колыхалова Е. А. | ||||
Сведения об авторе(ах) | Елена Анатольевна Колыхалова, ведущий специалист отдела мониторинга ФГБУК «Центр культурных стратегий и проектного управления» РОСКУЛЬТПРОЕКТ (Проектный офис Минкультуры РФ) (г. Москва, Россия). |
||||
DOI | 10.35853/LAU.WS.2019.SP06 | ||||
Секция | Социально-психологическая секция | ||||
Год | 2019 | Индекс УДК | 17.022.1:7 | Страницы | 62 - 71 |
Аннотация | В научном поле психологии отсутствует единая классификация дефицитных состояний, предшествующих возникновению эстетической потребности, не разработан метод идентификации типа эстетической потребности, описание механизмов взаимодействия индивида с искусством носит обобщенный характер, не дана оценка такого взаимодействия с позиции благополучия личности. Данное исследование ставило перед собой цель изучить эти ключевые вопросы с помощью авторского метода театрального тьюторства, примененного в работе с фокус-группами театральных зрителей. Фокус-группы формировались по типам дефицитных состояний на основе разработанной автором «Классификации типов эстетической потребности театрального зрителя». В ходе исследования 1) подтвердилось: мотивы посещения театров расположены на широком континууме потребностей человека, данную эстетическую потребность провоцируют различные дефицитные состояния, возникающие во всех описанных в классической социологии видах потребностей человека; 2) выяснилось: в процессе регулярного взаимодействия индивида с искусством формируется комплекс эмоционально-когнитивных навыков, охватывающий широкий спектр способностей человека. Формирование комплекса эмоционально-когнитивных навыков, необходимых для потребления таких благ, как искусство, в случае системного опыта способствует психологическому благополучию личности. Основными аспектами, работающими на возникновение и удержание психологического благополучия, являются: расширение возможностей личности, наращивание ресурсов для самореализации и, как следствие, улучшение качества жизни; расширение навыков по преодолению кризиса. Данный комплекс применим в иных сферах жизни, так как, по сути, он является набором инструментов по обработке информации, осуществлению выбора, получению безопасного эмоционального опыта, регуляции настроения, самопознанию. |
||||
Ключевые слова | самопознание, эмоционально-когнитивные навыки, эстетическая потребность, эмоциональный опыт, системность, психологическая безопасность. | ||||
Для цитирования | Колыхалова Е. А. Реализация потребности в искусстве как фактор психологического благополучия личности // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 62–71. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP06. |
||||
Лицензия |
![]() This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. |
||||
Полный текст статьи | Язык статьи: Русский | ||||
Список цитируемой литературы | 1. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб. : Питер, 2017. 256 с. |
||||
Финансирование | |||||
Дата поступления | 18.10.2019 | ||||
Принято к публикации | 25.11.2019 |