Главный симпозиум года
Заголовок Эмпирическая характеристика когнитивных стилей психологически благополучных курсантов военных вузов
Автор(ы) Горбачев И. В., Агапов В. С., Красноштанова Н. Н.
Сведения об авторе(ах)

Иван Вадимович Горбачев, адъюнкт, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации (г. Москва, Россия).
Валерий Сергеевич Агапов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета (г. Москва, Россия).
Наталья Николаевна Красноштанова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя (г. Москва, Россия).

DOI 10.35853/LAU.WS.2019.SP10
Секция Социально-психологическая секция
Год 2019 Индекс УДК 159.923:355.484 Страницы 96 - 105
Аннотация

Одной из основных задач психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих является создание условий психологического благополучия личности. Целью проводимого эмпирического исследования явилась проверка предположения о том, что имеется взаимосвязь между когнитивным компонентом психологического благополучия икогнитивным стилем личности. В качестве экспериментальной выборки рассматривались курсанты одного из российских военных вузов. Когнитивные стили курсантов изучались при помощи опросника «Индивидуальный стиль когнитивного поведения» (О. Н. Манолова, А. Н. Гусев). Основными критериями оценки когнитивного стиля курсантов являются количество и симметричность положительных выборов по каждой дихотомической шкале. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно сбалансированных, в целом, когнитивных стилях курсантов, максимальный разброс прослеживается по шкалам «Полизависимость – Полинезависимость» – 26,8 %, свидетельствующий о склонности курсантов в большей степени ориентироваться на собственные знания, опыт и умения при среднем уровне ориентации на внешние социальные признаки. Минимальный разброс значений был показан по шкалам «Импульсивность – Рефлективность» – 6,2 %, что характеризует курсантов как сдержанных и хладнокровных при принятии решения, высоком темпе принятия решения в условиях неопределенности, склонности к импровизации. При этом высокие значения по шкале «Рефлективность» говорят о том, что курсанты более склонны к взвешенным и продуманным решениям, чем к импульсивным. Гармоничность развития этих когнитивных стилей свидетельствует о том, что, в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, курсанты могут действовать как импульсивно, так и обдуманно.

Ключевые слова психологическое благополучие, когнитивные стили, курсанты, военная служба.
Для цитирования

Горбачев И. В., Агапов В. С., Красноштанова Н. Н. Эмпирическая характеристика когнитивных стилей психологически благополучных курсантов военных вузов // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 96–105. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP10.

Лицензия Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
  Полный текст статьи Язык статьи: Русский
Список цитируемой литературы

1. Волкова Е. В., Русалов В. М., Дудникова Т. А. Когнитивные стили в структуре индивидуальности в период ранней взрослости // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. М. : Институт психологии РАН, 2017. С. 1137–1144.
2. Горобец Т. Н., Манолова О. Н. Оценка индивидно-личностных свойств руководителей высшего звена // Образование личности. 2018. № 1. С. 41–43.
3. Кузнецова А. А. Влияния когнитивных стилей на академическую успеваемость студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-1. С. 35–36.
4. Кузнецова А. А. Профиль когнитивных стилей «успевающих» студентов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия : Лингвистика и педагогика. 2015. № 4 (17). С. 124–128.
5. Макарова Л. Н., Королева А. В. Когнитивные стили и критическое мышление студентов гуманитарных специальностей: вопрос соотношения // Вестник Тамбовского университета. Серия : Филологические науки и культурология. 2016. № 1 (5). С. 65–72.
6. Манолова О. Н., Гусев А. Н. О разработке методики «стили принятия решений» // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований / ред. Т. А. Жалагина, Л. Ж. Караванова. Тверь : Тверской государственный университет, 2017. С. 96–98.
7. Русалов В. М., Волкова Е. В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 32–42.
8. Савко И. В. Взаимосвязь когнитивных стилей «полезависимость/поленезависимость», «адаптор/инноватор» у студентов педагогического профиля // Психология – наука будущего : материалы VII Междунар. конференции молодых ученых / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН, 2017. С. 697–701.
9. Толочек В. А. Стили деятельности // Разработка понятий современной психологии / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН, 2018. С. 508–529.
10. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб. : Питер, 2004. 384 с.
11. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.

Финансирование
Дата поступления 03.11.2019
Принято к публикации 05.12.2019