Главный симпозиум года
Заголовок О роли иррациональных убеждений в продуктивности учебной деятельности студентов
Автор(ы) Боднар А. М., Боднар Э. Л.
Сведения об авторе(ах)

Александр Михайлович Боднар, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия).
Эльвира Львовна Боднар, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия).

DOI 10.35853/LAU.WS.2019.SP12
Секция Социально-психологическая секция
Год 2019 Индекс УДК 159.947.5:316.64 Страницы 117 - 125
Аннотация

В статье рассмотрены понятия рациональности/иррациональности, прежде всего в свете теории А. Эллиса, показавшего влияние рациональных и иррациональных убеждений человека на его поступки. Рассмотрено также соотношение между понятиями «мотивация на достижение успеха» и «мотивация на избегание неудачи», а также связь между этими мотивациями и иррациональностью. Обращение к теме иррациональных убеждений обусловлено фактом возрастания роли иррациональности в жизни современного общества с одновременным снижением потребности в рационально мыслящих людях, поскольку рациональность мешает манипулировать сознанием, что столь успешно делают интернет-СМИ-реклама. Школы и вузы также способствуют этой тенденции: с внедрением Болонской системы и ЕГЭ отмечается снижение рефлексивности учащихся. Теоретико-методологическая основа исследования включает основные философско-психологические положения о феноменах рациональности/иррациональности, рефлексии, мотивации достижения, исследования этой проблематики в психологии конца XX – начала XXI в. Применение в эмпирической части работы методик диагностики иррациональных установок А. Эллиса и мотивации достижения успеха / избегания неудачи А. А. Реана обеспечили достижение цели: выявлены особенности взаимосвязи иррациональных убеждений и мотивации достижения успеха или избегания неудач у студентов. Из двадцати одной возможной корреляции между показателями иррациональности и мотивации у студентов статистически значимыми оказались только две. Столь малое их количество обнадеживает: иррациональность, вероятно, не является сколько-нибудь значимым фактором влияния на учебную мотивацию студентов. Показана необходимость специальной работы по повышению фрустрационной толерантности студентов.

Ключевые слова рациональность, иррациональные поведенческие установки, рефлексия, мотивация достижения, мотивация избегания неудачи.
Для цитирования

Боднар А. М., Боднар Э. Л. О роли иррациональных убеждений в продуктивности учебной деятельности студентов // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 117–125. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP12.

Лицензия Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
  Полный текст статьи Язык статьи: Русский
Список цитируемой литературы

1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М. : Юрайт, 2018. 178 с.
2. Батенева Е. В. Рефлексия как предмет исследования: социально-философский и педагогический аспекты // Философия образования. 2019. № 3. С. 31–45.
3. Виндекер О. С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения : автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург : Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, 2010. 26 с.
4. Воеводин И. В., Бохан И. А. Когнитивно-поведенческая копинг-профилактика аддиктивных и аффективных состояний у студентов (новый подход к оценке иррациональных когнитивных установок и копинга) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2015. № 2. С. 42–50.
5. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. С. 47–102.
6. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М. : Смысл, 2006. 336 с.
7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 512 с.
8. Комаровская Н. В. Эволюция «homo economicus» // Вестник МГИМО Университета. 2016. № 1 (46). С. 129–142.
9. Кондратьев В. М., Матронина Л. Ф. Образование в эпоху перемен // Философия образования. 2009. № 1. С. 6–11.
10. Семенова Л. Г. Развитие мотивации достижения в профессиональном становлении студентов вуза // Вестник ТГУ. 2008. № 2 (58). С. 354–359.
11. Сердюкова Е. Ф. Иррациональные суждения как причина возникновения у человека эмоциональных проблем // Известия Чеченского государственного университета. 2016. № 3. С. 78–81.
12. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход. М. : ЭКСМО, 2002. 272 с.
13. Эллис А., МакЛарен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия: руководство для психотерапевтов. Ростов н/Д. : Феникс, 2008. 157 с.
14. Ellis A. Reason and Emotion in Psychotherapy. N. Y. : Lyie Stuart, 1962. 444 p.

Финансирование
Дата поступления 18.10.2019
Принято к публикации 29.11.2019