Заголовок | О роли иррациональных убеждений в продуктивности учебной деятельности студентов | ||||
Автор(ы) | Боднар А. М., Боднар Э. Л. | ||||
Сведения об авторе(ах) | Александр Михайлович Боднар, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия). |
||||
DOI | 10.35853/LAU.WS.2019.SP12 | ||||
Секция | Социально-психологическая секция | ||||
Год | 2019 | Индекс УДК | 159.947.5:316.64 | Страницы | 117 - 125 |
Аннотация | В статье рассмотрены понятия рациональности/иррациональности, прежде всего в свете теории А. Эллиса, показавшего влияние рациональных и иррациональных убеждений человека на его поступки. Рассмотрено также соотношение между понятиями «мотивация на достижение успеха» и «мотивация на избегание неудачи», а также связь между этими мотивациями и иррациональностью. Обращение к теме иррациональных убеждений обусловлено фактом возрастания роли иррациональности в жизни современного общества с одновременным снижением потребности в рационально мыслящих людях, поскольку рациональность мешает манипулировать сознанием, что столь успешно делают интернет-СМИ-реклама. Школы и вузы также способствуют этой тенденции: с внедрением Болонской системы и ЕГЭ отмечается снижение рефлексивности учащихся. Теоретико-методологическая основа исследования включает основные философско-психологические положения о феноменах рациональности/иррациональности, рефлексии, мотивации достижения, исследования этой проблематики в психологии конца XX – начала XXI в. Применение в эмпирической части работы методик диагностики иррациональных установок А. Эллиса и мотивации достижения успеха / избегания неудачи А. А. Реана обеспечили достижение цели: выявлены особенности взаимосвязи иррациональных убеждений и мотивации достижения успеха или избегания неудач у студентов. Из двадцати одной возможной корреляции между показателями иррациональности и мотивации у студентов статистически значимыми оказались только две. Столь малое их количество обнадеживает: иррациональность, вероятно, не является сколько-нибудь значимым фактором влияния на учебную мотивацию студентов. Показана необходимость специальной работы по повышению фрустрационной толерантности студентов. |
||||
Ключевые слова | рациональность, иррациональные поведенческие установки, рефлексия, мотивация достижения, мотивация избегания неудачи. | ||||
Для цитирования | Боднар А. М., Боднар Э. Л. О роли иррациональных убеждений в продуктивности учебной деятельности студентов // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 117–125. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP12. |
||||
Лицензия |
![]() This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. |
||||
Полный текст статьи | Язык статьи: Русский | ||||
Список цитируемой литературы | 1. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов. М. : Юрайт, 2018. 178 с. |
||||
Финансирование | |||||
Дата поступления | 18.10.2019 | ||||
Принято к публикации | 29.11.2019 |