Заголовок |
Психологический анализ личностно-профессиональных качеств студентов, обучающихся по специальности «Дизайн» и «Архитектура» |
Автор(ы) |
Фельдман И. Л., Хаидов С. К. |
Сведения об авторе(ах) |
Инесса Леонидовна Фельдман, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» (г. Тула, Россия). Сергей Курбанович Хаидов, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (г. Тула, Россия). |
DOI |
10.35853/LAU.WS.2019.SP13
|
Секция |
Социально-психологическая секция |
Год |
2019 |
Индекс УДК |
159.98:159.922.8 |
Страницы |
126 - 134 |
Аннотация |
В работе представлен комплексный психологический анализ основных личностно-профессиональных качеств у студентов специальностей «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика». Процесс обучения в высшем учебном заведении направлен на планомерное развитие у студента качеств, необходимых для дальнейшей успешной профессиональной адаптации и осуществления функциональных обязанностей, поэтому особую актуальность приобретают определение и оценка развития базовых личностно-профессиональных качеств у студентов, проходящих обучение, связанное с творческой направленностью. Авторами выделены основные личностно-профессиональные качества данных специальностей, проанализированы психологические особенности студенческого возраста и творческой профессиональной деятельности. Проведено эмпирическое исследование развития личностно-профессиональных качеств у студентов направлений «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика» по 6 стандартизированным методикам, статистический анализ эмпирических данных проводился с использованием U-критерия Манна–Уитни. В результате проведенного сравнительного анализа определено развитие схожих личностно-профессиональных качеств у студентов разных специальностей. Авторами выявлены различия в уровне и распределении личностно-профессиональных качеств у студентов как по итоговым показателям, так и по отдельным компонентам. На основе полученных результатов даны практические рекомендации по коррекции образовательного процесса на специальностях «Дизайн», «Архитектура» и «Журналистика» по внесению в него большей доли самостоятельности и творческого компонента. |
Ключевые слова |
личностно-профессиональные качества, студенческий возраст, творчество, творческая профессиональная деятельность, дизайн, архитектура, журналистика. |
Для цитирования |
Фельдман И. Л., Хаидов С. К. Психологический анализ личностно-профессиональных качеств студентов, обучающихся по специальности «Дизайн» и «Архитектура» // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 126–134. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP13. |
Лицензия |
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
|
|
Полный текст статьи
|
Язык статьи: Русский
|
Список цитируемой литературы |
1. Алиева М. Б. К проблеме современного студенчества // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. 2014. № 39. С. 51–55. 2. Анфимова Е. Б. Экспериментальное исследование формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера в вузе // Вестник ТГПУ. 2012. № 5. С. 32–36. 3. Власова И. М., Чумаченко Г. В. Диагностика психологических качеств как аспекта профессиональной компетентности дизайнера // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2015. № 3. С. 102–107. 4. Даськова Ю. В. Профессиональная направленность обучения как средство формирования и развития творческой самостоятельности будущих дизайнеров (на примере изучения дисциплины «Основы производственного мастерства») // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия : Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. № 2. С. 111–114. 5. Закирзянова Л. А. Психометрическая оценка методики, направленной на изучение профессионализма журналиста // Философия и культура. 2013. № 3. С. 313–316. 6. Залевский В. Г., Козлова С. А., Козлова Н. В. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности будущего журналиста // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. С. 40–44. 7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер, 2012. 434 с. 8. Мельникова О. В. Исследование представлений студентов о профессионально-важных качествах архитектора // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. № 164. С. 221–225. 9. Наумова В. И. Архитектурно-художественное творчество и подготовка специалиста творческой профессии // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-1. С. 179–182. 10. Поставнев В. М. Феноменология личности пожилых людей творческих профессий // Развитие личности. 2009. № 2. С. 100–115. 11. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб. : Питер, 2003. 464 с. 12. Толочек В. А. Профессиональное развитие субъекта: способности, компетенции, компетентность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия : Психология. 2014. № 2. С. 124–131. 13. Фельдман И. Л. Личностное самопознание будущего специалиста: опыт эмпирического исследования. Тула : Изд-во ТулГУ, 2014. 191 с. 14. Фельдман И. Л. Особенности психического здоровья и развития личности у студентов в процессе обучения в вузе // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 168–169. 15. Фельдман И. Л. Особенности формирования Я-концепции и ценностных ориентаций у подростков и студентов // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции. Калуга : Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 2017. С. 272–283. 16. Фельдман И. Л. Эмпирический анализ самопознания будущих специалистов // Цивилизация знаний: российские реалии : труды XXIV Междунар. науч. конф. (Москва, 20–21 апреля 2018 г.). М. : РОСНОУ, 2018. С. 1024–1032. 17. Хаидов С. К. Личностно-профессиональное развитие специального психолога в высшем учебном заведении при реализации ФГОС ВПО // Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО: российский и европейский опыт проектирования образовательных программ в рамках компетентностного подхода : материалы XXXIX Международ. учеб.-метод. конф. Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. С. 233–236. 18. Хаидов С. К. Личностные качества муниципальных служащих закрытых административно-территориальных образований. М. : МОСУ, 2007. 152 с. 19. Хаидов С. К. Структура личностных качеств муниципальных служащих // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 26. С. 121–124. |
Финансирование |
|
Дата поступления |
08.11.2019
|
Принято к публикации |
10.12.2019
|