Заголовок | Развитие коммуникативной компетентности у старших подростков с нарушением слуха методами танцевальной терапии | ||||
Автор(ы) | Зайцева А. Р., Кулешова Л. Н., Пешкова Н. А. | ||||
Сведения об авторе(ах) | Анастасия Романовна Зайцева, магистрант 1-го года обучения направления «Консультативная психология. Персонология» факультета социальных наук НИУ «Высшей школы экономики» (г. Москва, Россия). |
||||
DOI | 10.35853/LAU.WS.2019.SP14 | ||||
Секция | Социально-психологическая секция | ||||
Год | 2019 | Индекс УДК | 159.9 | Страницы | 135 - 144 |
Аннотация | Изучение коммуникативной компетентности старших подростков с нарушением слуха является актуальной проблемой для исследования. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится межличностное общение со сверстниками, в котором усваиваются нормы взаимодействия с людьми, формируются индивидуальные модели поведения и общения. Вследствие нарушения слухового анализатора страдает развитие коммуникации, искажается ощущение себя в обществе как субъекта общения. Именно поэтому диагностика и последующая коррекция коммуникативной компетентности имеют большое значение для дальнейшей социальной адаптации подростка в обществе. Изучение коммуникативной компетентности подростков с нарушением слуха включает три компонента: эмоционально-мотивационный (потребность в контактах, мотивы, установки, цели и личностные ценности), когнитивный (психологические знания о межличностном общении, образ собеседника как партнера коммуникации) и поведенческий (сформированные индивидуальные модели поведения и контроль). Результаты исследования показывают, что у подростков с нарушением слуха коммуникативная компетентность развита на среднем уровне либо на уровне ниже среднего, при этом снижены уровень эмпатии и уровень коммуникативного контроля, потребность в общении, наблюдается несформированность коммуникативных умений и склонностей, высокий уровень эмоциональных барьеров в межличностном взаимодействии. Разработанная и реализованная коррекционно-развивающая программа на основе упражнений танцевальной терапии позволила качественно улучшить все исследуемые показатели. |
||||
Ключевые слова | коммуникативная компетентность, невербальная коммуникация, старшие подростки с нарушением слуха, танцевально-двигательная терапия. | ||||
Для цитирования | Зайцева А. Р., Кулешова Л. Н., Пешкова Н. А. Развитие коммуникативной компетентности у старших подростков с нарушением слуха методами танцевальной терапии // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 135–144. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP14. |
||||
Лицензия |
![]() This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. |
||||
Полный текст статьи | Язык статьи: Русский | ||||
Список цитируемой литературы | Баглай В. Е. Этническая этнография народов мира. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 384 с. |
||||
Финансирование | |||||
Дата поступления | 27.10.2019 | ||||
Принято к публикации | 30.11.2019 |