Главный симпозиум года
Заголовок Развитие коммуникативной компетентности у старших подростков с нарушением слуха методами танцевальной терапии
Автор(ы) Зайцева А. Р., Кулешова Л. Н., Пешкова Н. А.
Сведения об авторе(ах)

Анастасия Романовна Зайцева, магистрант 1-го года обучения направления «Консультативная психология. Персонология» факультета социальных наук НИУ «Высшей школы экономики» (г. Москва, Россия).
Людмила Николаевна Кулешова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психолого-педагогического образования НОУ ВПО «Российский новый университет» (г. Москва, Россия).
Наталья Александровна Пешкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (г. Тула, Россия).

DOI 10.35853/LAU.WS.2019.SP14
Секция Социально-психологическая секция
Год 2019 Индекс УДК 159.9 Страницы 135 - 144
Аннотация

Изучение коммуникативной компетентности старших подростков с нарушением слуха является актуальной проблемой для исследования. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится межличностное общение со сверстниками, в котором усваиваются нормы взаимодействия с людьми, формируются индивидуальные модели поведения и общения. Вследствие нарушения слухового анализатора страдает развитие коммуникации, искажается ощущение себя в обществе как субъекта общения. Именно поэтому диагностика и последующая коррекция коммуникативной компетентности имеют большое значение для дальнейшей социальной адаптации подростка в обществе. Изучение коммуникативной компетентности подростков с нарушением слуха включает три компонента: эмоционально-мотивационный (потребность в контактах, мотивы, установки, цели и личностные ценности), когнитивный (психологические знания о межличностном общении, образ собеседника как партнера коммуникации) и поведенческий (сформированные индивидуальные модели поведения и контроль). Результаты исследования показывают, что у подростков с нарушением слуха коммуникативная компетентность развита на среднем уровне либо на уровне ниже среднего, при этом снижены уровень эмпатии и уровень коммуникативного контроля, потребность в общении, наблюдается несформированность коммуникативных умений и склонностей, высокий уровень эмоциональных барьеров в межличностном взаимодействии. Разработанная и реализованная коррекционно-развивающая программа на основе упражнений танцевальной терапии позволила качественно улучшить все исследуемые показатели.

Ключевые слова коммуникативная компетентность, невербальная коммуникация, старшие подростки с нарушением слуха, танцевально-двигательная терапия.
Для цитирования

Зайцева А. Р., Кулешова Л. Н., Пешкова Н. А. Развитие коммуникативной компетентности у старших подростков с нарушением слуха методами танцевальной терапии // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 135–144. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP14.

Лицензия Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
  Полный текст статьи Язык статьи: Русский
Список цитируемой литературы

Баглай В. Е. Этническая этнография народов мира. Ростов н/Д : Феникс, 2007. 384 с.
2. Гильбух Ю. З. Тест-опросник коммуникативных умений. Киев : НПЦ Перспектива, 1995. 9 с.
3. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия: теория, методика, практика. СПб. : Речь, 2004. 284 c.
4. Елисеев О. П. Конструктивная психология и психодиагностика личности. Псков : ПОИУУ, 1994. 165 с.
5. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении : спецпрактикум по социальной психологии. М. : МГУ, 1990. 256 с.
6. Зотова И. Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХІ века. Ставрополь : Северо-Кавказский государственный технический университет, 2006. С. 109.
7. Ильин Е. П. Мотивы человека: теории и методы изучения. Киев : Вища школа, 1998. 512 с.
8. Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб. : Речь, 2006. 286 с.
9. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М. : Академия, 2003. 448 с.
10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. 339 с.

Финансирование
Дата поступления 27.10.2019
Принято к публикации 30.11.2019