Главный симпозиум года
Заголовок Образовательная среда как фактор риска формирования девиантного поведения современных подростков
Автор(ы) Мишина М. М., Воробьева К. А.
Сведения об авторе(ах)

Марина Михайловна Мишина, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и методологии образования Российского государственного гуманитарного университета, Института психологии им. Л. С. Выготского (г. Москва, Россия).
Ксения Андреевна Воробьева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Российского государственного гуманитарного университета, Института психологии им. Л. С. Выготского (г. Москва, Россия).

DOI 10.35853/LAU.WS.2019.SP15
Секция Социально-психологическая секция
Год 2019 Индекс УДК 159.9:159.922.8 Страницы 145 - 151
Аннотация

Авторы статьи рассматривают феномен девиантного поведения через призму специфических особенностей подросткового возраста как одного из наиболее сложных этапов развития ребенка, в процессе которого проявляются основные детерминанты поведенческих девиаций личности. В статье приведены результаты пилотажного исследования различных девиантных форм поведения подростков из полных и неполных семей, а также проанализировано наличие интолерантных установок личности в зависимости от степени «проблемности» подростков. Современная образовательная среда часто является зоной риска для такого рода проявлений, особенно если подростки воспитываются в неполных семьях, где социально-культурные влияния на них минимизированы. Авторы статьи подробно останавливаются на актуальных проблемах образовательной среды, связанных с недостаточным уровнем компетентности школьных специалистов в вопросах понимания причин подростковой агрессивности и навыков разработки комплексной психокоррекционной и профилактической работы с подростками на базе школы. В статье анализируются основные причины возникновения девиантного поведения у современных подростков и рассматриваются основные направления коррекционной, а также профилактической работы в соответствии с особенностями образовательной среды. Авторами рассматриваются «проблемные» моменты, в частности связанные с буллингом в коллективе подростков, и формулируются психолого-педагогические рекомендации для педагогических работников с целью создания благоприятной психолого-педагогической атмосферы в учебном заведении, гармоничного формирования личности подростков, их психологического благополучия и безопасности. Авторы делают акцент на необходимости руководствоваться такими основными психологическим принципами, как научность, комплексность и системность в психокоррекционной педагогической деятельности.

Ключевые слова девиантное поведение, детерминация, буллинг, профилактика, коррекция, современные подростки.
Для цитирования

Мишина М. М. Воробьева К. А. Образовательная среда как фактор риска формирования девиантного поведения современных подростков // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 145–151. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP15.

Лицензия Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
  Полный текст статьи Язык статьи: Русский
Список цитируемой литературы

1. Бардиер Г. Л. Научные основы социальной психологии толерантности. СПб. : Осипов, 2007. 96 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб. : Питер, 2014. 314 с.
3. Воробьева К. А. Профилактика конфликтов в образовательной среде как средство повышения эффективности работы классного руководителя // Воспитание школьника. 2012. № 4. С. 28–32.
4. Воробьева К. А. Генезис агрессивных установок личности подростков из полных и неполных семей : дис. … канд. психол. наук. М. : Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова, 2012. 220 с.
5. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М. : Академия, 2004. 288 с.
6. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М. : Просвещение, 1979. 115 с.
7. Мишина М. М., Мурсалыева Г. М. Сравнительный анализ формирования типов этнической идентичности подростков разных культурных сред // Вестник МГОУ. 2018. № 1. С. 84–94.
8. Налчаджян А. Агрессивность человека. СПб. : Питер, 2007. 734 с.
9. Сирота Н. А., Ялтонский В. М., Хажилина И. И., Зидерман Н. С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М. : Генезис, 2001. 51 с.
10. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М. : Смысл, 2018. 58 с.
11. Anderson C. A., Bushman B. J. Human Aggression // Annual Review of Psychology. 2002. Vol. 53. P. 27–51.
12. Huesmann L. R., Moise J. Media violence: A demonstrated public threat to children // Harvard Mental Health Letter. 1996. Vol. 12 (12). Р. 5–7.

Финансирование
Дата поступления 20.10.2019
Принято к публикации 28.11.2019