Заголовок | Образовательная среда как фактор риска формирования девиантного поведения современных подростков | ||||
Автор(ы) | Мишина М. М., Воробьева К. А. | ||||
Сведения об авторе(ах) | Марина Михайловна Мишина, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и методологии образования Российского государственного гуманитарного университета, Института психологии им. Л. С. Выготского (г. Москва, Россия). |
||||
DOI | 10.35853/LAU.WS.2019.SP15 | ||||
Секция | Социально-психологическая секция | ||||
Год | 2019 | Индекс УДК | 159.9:159.922.8 | Страницы | 145 - 151 |
Аннотация | Авторы статьи рассматривают феномен девиантного поведения через призму специфических особенностей подросткового возраста как одного из наиболее сложных этапов развития ребенка, в процессе которого проявляются основные детерминанты поведенческих девиаций личности. В статье приведены результаты пилотажного исследования различных девиантных форм поведения подростков из полных и неполных семей, а также проанализировано наличие интолерантных установок личности в зависимости от степени «проблемности» подростков. Современная образовательная среда часто является зоной риска для такого рода проявлений, особенно если подростки воспитываются в неполных семьях, где социально-культурные влияния на них минимизированы. Авторы статьи подробно останавливаются на актуальных проблемах образовательной среды, связанных с недостаточным уровнем компетентности школьных специалистов в вопросах понимания причин подростковой агрессивности и навыков разработки комплексной психокоррекционной и профилактической работы с подростками на базе школы. В статье анализируются основные причины возникновения девиантного поведения у современных подростков и рассматриваются основные направления коррекционной, а также профилактической работы в соответствии с особенностями образовательной среды. Авторами рассматриваются «проблемные» моменты, в частности связанные с буллингом в коллективе подростков, и формулируются психолого-педагогические рекомендации для педагогических работников с целью создания благоприятной психолого-педагогической атмосферы в учебном заведении, гармоничного формирования личности подростков, их психологического благополучия и безопасности. Авторы делают акцент на необходимости руководствоваться такими основными психологическим принципами, как научность, комплексность и системность в психокоррекционной педагогической деятельности. |
||||
Ключевые слова | девиантное поведение, детерминация, буллинг, профилактика, коррекция, современные подростки. | ||||
Для цитирования | Мишина М. М. Воробьева К. А. Образовательная среда как фактор риска формирования девиантного поведения современных подростков // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 145–151. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP15. |
||||
Лицензия |
![]() This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. |
||||
Полный текст статьи | Язык статьи: Русский | ||||
Список цитируемой литературы | 1. Бардиер Г. Л. Научные основы социальной психологии толерантности. СПб. : Осипов, 2007. 96 с. |
||||
Финансирование | |||||
Дата поступления | 20.10.2019 | ||||
Принято к публикации | 28.11.2019 |