Главный симпозиум года
Заголовок Становление профессиональной идентичности психолога в условиях транзитивного общества
Автор(ы) Солянкина Л. Е., Тимофеева Т. С.
Сведения об авторе(ах)

Людмила Егоровна Солянкина, доктор психологических наук, кафедра экономической психологии и психологии труда НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций» (г. Москва, Россия).
Татьяна Сергеевна Тимофеева, старший преподаватель, кафедра психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» (г. Волгоград, Россия).

DOI 10.35853/LAU.WS.2019.SP19
Секция Социально-психологическая секция
Год 2019 Индекс УДК 159.98:316.6 Страницы 182 - 191
Аннотация

Становление профессионала происходит в условиях транзитивного общества, что особенно быстро отражается в отношении ценностей социально ориентированных профессий, среди которых можно отметить профессию психолога. Цель исследования: рассмотреть особенности профессиональной идентичности психолога и ее компонентов на разных этапах карьерного роста. Исследование проходило в несколько этапов. Применялись следующие методики: тест на профессиональную идентичность Л. Б. Шнейдер, методика «Кто Я?» М. Куна, «Оценка доверия к себе» Т. П. Скрипкиной, авторский опросник профессиональной идентичности психолога. Выборка исследования состояла из практикующих психологов (в том числе в центрах социального обслуживания населения, в образовательных учреждениях и организациях) г. Волгограда и других регионов России, а также из обучающихся по направлению подготовки «Психология». Общий объем выборки составил 326 респондентов. Результаты показали, что более половины респондентов не имеют четких представлений о своей профессиональной роли и не могут устойчиво идентифицировать себя с профессией психолога, с профессиональным сообществом. Становление профессиональной идентичности психолога происходит постепенно как формирование ее компонентов: когнитивно-смылового, эмоционально-волевого и поведенческого. Кризис профессиональной идентичности отмечается после первого года профессиональной деятельности. Большинство обучающихся по направлению подготовки «Психология», а также молодые специалисты испытывают ряд трудностей в формировании собственной профессиональной идентичности, что требует сопровождения этого процесса.

Ключевые слова профессиональная идентичность, психолог, становление профессиональной идентичности, карьерный рост.
Для цитирования

Солянкина Л. Е., Тимофеева Т. С. Становление профессиональной идентичности психолога в условиях транзитивного общества // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 182–191. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP19.

Лицензия Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
  Полный текст статьи Язык статьи: Русский
Список цитируемой литературы

1. Евтешина Н. В. Теоретико-методологические аспекты феномена профессиональной идентичности психологов в социальной психологии: структура и методы исследования // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1. С. 66–75.
2. Клейберг Ю. А. Неопределенность самоидентичности: девиантологический конструкт // Пензенский психологический вестник. 2015. № 1. С. 166–180.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004. 304 с.
4. Мамедов А. К., Якушина О. И. Теоретические подходы к пониманию идентичности в современной социологической науке // Вестник Московского университета. Сер. 18 : Социология и политология. 2015. № 1. С. 43–58.
5. Морогин В. Г. Психологическая концепция идентичности // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 11. С. 233–253.
6. Озерина А. А. Исследование содержания профессиональной идентичности студентов бакалавриата // Известия ВГПУ. 2012. № 1. С. 115–119.
7. Павлова О. Н., Казин Ф. А., Бутаков Н. А. Профильность трудоустройства выпускников вузов: анализ данных социальных сетей // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 3 (109). С. 38–56.
8. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда. М. : Академия, 2009. 480 с.
9. Ролдыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12, № 4. С. 39–51.
10. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб. : Речь, 2006. 176 с.
11. Скрипкина Т. П. Доверие в социально-психологическом взаимодействии. Ростов н/Д. : ЮФУ, 2006. 326 с.
12. Солянкина Л. Е., Тимофеева Т. С. Формирование профессиональной идентичности психолога в условии неопределенности // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999–2019 годы : материалы IX международной научно-практической конференции (Москва, 3–4 апреля 2019 г.) : в 2 ч. М. : Институт мировых цивилизаций, 2019. Ч. 2. С. 154–159.
13. Тимофеева Т. С. Профессиональная идентичность психолога как структурно-личностное новообразование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 88–94.
14. Федотова М. Г. К содержанию понятия «транзитивное общество» // Вестник Вятского государственного университета. 2010. Т. 1, № 4. С. 28–31.
15. Шнейдер Л. В. Профессиональная идентичность. М. : МОСУ, 2001. 256 с.
16. Benuto L. T., Casas J., O’Donohue W. T. Training culturally competent psychologists: A systematic review of the training outcome literature // Training and Education in Professional Psychology. 2018. Vol. 12 (3). P. 125–134.
17. Frost J. C., Molinari V., Dobbs D., Edgar V. B., Jones K. S., Pietz C., Badana A. N. S. Who gets certified by the American Board of Professional Psychology and why: A diversity survey // Journal of clinical psychology. 2019. Vol. 75 (10). P. 1820–1837.
18. Hamilton N. Professional-Identity/Professional-Formation/Professionalism Learning Outcomes: What Can We Learn About Assessment from Medical Education // University of St. Thomas Law Journal. 2018. Vol. 14 (2). P. 357–411.
19. Olsen B., Buchanan R. Everyone wants you to do everything: investigating the professional identity development of teacher educators // Teacher Education Quarterly. 2017. Vol. 44 (1). P. 9–34.
20. Pratt M. G., Rockmann K. W., Kaufmann J. B. Constructing professional identity: The role of work and identity learning cycles in the customization of identity among medical residents // Academy of Management Journal. 2006. Vol. 49 (2). P. 235–262.
21. Super D. E. A life-span, life-space approach to career development // Journal of vocational behavior. 1980. Vol. 16 (3). P. 282–298.
22. Washburn J. J., Lilienfeld S. O., Rosen G. M., Gaudiano B. A., Davison G. C., Hollon S. D., et al. Reaffirming the scientific foundations of psychological practice: Recommendations of the Emory meeting on continuing education // Professional Psychology: Research and Practice. 2019. Vol. 50 (2). P. 77–86.

Финансирование
Дата поступления 23.10.2019
Принято к публикации 29.11.2019