Главный симпозиум года
Заголовок Типологические особенности нравственных отношений курсантов военных вузов
Автор(ы) Харченко Д. В., Агапов В. С., Красноштанова Н. Н.
Сведения об авторе(ах)

Денис Владимирович Харченко, адъюнкт, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации (г. Москва, Россия).
Валерий Сергеевич Агапов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета (г. Москва, Россия).
Наталья Николаевна Красноштанова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя (г. Москва, Россия).

DOI 10.35853/LAU.WS.2019.SP20
Секция Социально-психологическая секция
Год 2019 Индекс УДК 17:355.211 Страницы 192 - 202
Аннотация

Нравственные отношения личности курсанта являются тем фундаментом, на котором зиждется готовность к выполнению служебнобоевых задач в любой обстановке, его высокая моральная и психологическая стойкость, а знание особенностей нравственных отношений личности курсанта будет способствовать выработке адекватных психолого-педагогических методов их формирования. В ходе эмпирического исследования использовались анкетирование, количественный и качественный методы обработки данных. Были выявлены особенности проявления нравственных отношений у курсантов 1-го курса, определены ведущие факторы: «Отношение к Родине и государству», «Воинская честь и нравственные убеждения», «Эмоциональные отношения», «Отношение к себе», «Отношения, характеризующие свободолюбие» и «Коллективизм и войсковое товарищество». Установлено, что курсанты 1-го курса, в основном большинстве, патриотичны, преданы Родине, сознательно принимают на себя и следуют моральным обязательствам, связанным с прохождением военной службы, и верны им. В то же время при усложнении ситуации служебной деятельности курсанты могут проявить такие качества, как недисциплинированность, агрессивность, неисполнительность, импульсивность и жестокость. На основе полученных эмпирических данных выявлены типы нравственных отношений курсантов: «нравственно-деятельностный», «высоконравственный коллективист», «интеллектуально-деятельностный» и «бескорыстный дружелюбно-трудолюбивый», раскрыто их содержание и характерные черты, позволяющие определить основные направления социально-педагогического сопровождения на данном этапе.

Ключевые слова нравственные отношения, курсанты, психологическая модель нравственных отношений, типология нравственных отношений личности. курсантов.
Для цитирования

Харченко Д. В., Агапов В. С., Красноштанова Н. Н. Типологические особенности нравственных отношений курсантов военных вузов // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 192–202. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.SP20.

Лицензия Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
  Полный текст статьи Язык статьи: Русский
Список цитируемой литературы

1. Абрамова Л. А. Психолого-педагогический аспект нравственных отношений // Право и практика. 2015. № 2. С. 122–129.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. М. : Просвещение, 1982. Т. 1. 487 с.
3. Башкирова Е. Н. Диагностика отношений личности : дис. … канд. психол. наук. М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2003. 310 с.
4. Гончаров В. Н., Попова Н. А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1566–1569.
5. Иванова Г. П. Формирование нравственной культуры личности у обучающихся различных возрастных групп // Акмеология. 2015. № 4 (56). С. 243–248.
6. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Совокупная деятельность как генетически исходная единица развития // Психологическая наука и образование. 2000. № 2. С. 86–95.
7. Каташев И. А., Линьков В. В. Критерии нравственного развития // Наука и школа. 2016. № 2. С. 196–206.
8. Лазурский А. Ф., Франк С. Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. СПб. : Алетейя, 2001. 191 с.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений. М. : Институт практической психологии, 1995. 356 с.
10. Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. М. : Воениздат, 1989. 350 с.
11. Попов Л. М., Голубева О. Ю., Устин П. Н. Добро и зло в этической психологии личности. М. : Институт психологии РАН, 2008. 238 с.
12. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1997. 191 с.
13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М. : Школа-Пресс, 1995. 384 с.
14. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии : избранные психологические труды. М. : Институт практической психологии, 1996. 368 с.
15. Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М. : Просвещение, 1990. 206 с.

Финансирование
Дата поступления 03.11.2019
Принято к публикации 03.12.2019