Главный симпозиум года
Заголовок Концептуальные положения и модель контроля профилактики негативных проявлений в образовательной организации
Автор(ы) Захарова Н. Л.
Сведения об авторе(ах)

Надира Летфулловна Захарова, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры прикладной психологии ГБОУ ВО Московской области «Технологический университет» (г. Королев, Россия).

DOI 10.35853/LAU.WS.2019.MD10
Секция Междисциплинарная секция
Год 2019 Индекс УДК 159.9 Страницы 298 - 307
Аннотация

В связи с отсутствием методологии и разработанной на ее основе системы контроля профилактики негативных проявлений в образовательных организациях требуются научное осмысление и обоснование содержания и компонентов системы контроля, обеспечивающей социальную и психологическую безопасность субъектов образовательного процесса. Цель исследования: научное обоснование концептуальных положений контроля профилактики негативных проявлений и на этой основе разработка модели системы контроля профилактической деятельности в образовательной организации. Основными методами исследования явились теоретический анализ исследований, анализ документов, научное моделирование, позволившее представить описательную модель системы контроля профилактики негативных проявлений в организации. Определены методологические подходы (субъектный, деятельностный, системный), факторы, содержательные характеристики методического, кадрового, организационного обеспечения системы, уровни, предмет, цели, результирующие показатели функционирования системы контроля профилактики негативных проявлений. Определены функции системы контроля профилактики: поддержание высокого уровня профилактической деятельности, оптимизация ресурсов организации, нейтрализация воздействий угрожающих безопасности факторов, упорядочивание процессов коммуникации, социально-психологическое регулирование. Научная новизна исследования заключается в определении концептуальных основ системы контроля профилактики негативных проявлений как совокупности взаимосвязанных действий субъекта по оценке результативности профилактической деятельности в определенный промежуток времени на основе учета специфики действий в зависимости от социально-психологических условий организации и проблем субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова контроль, профилактика негативных проявлений, субъект образовательного процесса, функции.
Для цитирования

Захарова Н. Л. Концептуальные положения и модель контроля профилактики негативных проявлений в образовательной организации // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 298–307. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.MD10.

Лицензия Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.
  Полный текст статьи Язык статьи: Русский
Список цитируемой литературы

1. Алехина С. В., Битянова М. Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4 (21). С. 66-73.
2. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Кн. 1 : Концептуальные основы здоровья. СПб. : Речь, 2006. 384 с.
3. Белов В. Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2010. № 9 (67). С. 11–17.
4. Гульдан В. В., Корсун А. М. Поиск впечатлений, как фактор приобщения подростков к наркотикам // Вопросы наркологии. 1990. № 2. С. 40–44.
5. Дети в России – 2009. М. : Статистика России, 2009. 121 с.
6. Дмитриева Н. В., Левина Л. В. Психологические механизмы развития аддиктивного поведения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 65–72.
7. Захарова Н. Л., Хорс М. А. Особенности самосознания и проявления агрессии у подростков с аддиктивным поведением // Социально-гуманитарные технологии. 2018. № 4 (8). С. 62–68.
8. Иванов С. А., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Крутова О. Э. Мониторинг и статистика в образовании. М. : АПК и ППРО, 2007. 128 с.
9. Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Уроки жизнестойкости: программа профилактики антивитальных тенденций среди подростков. М. : ИИУ МГОУ, 2015. 38 с.
10. Шлыкова Н. Л. Методологические основы исследования психологической безопасности субъекта образовательного процесса // Безопасность образовательной среды: состояние, проблемы, пути решения в современных условиях / под ред. Т. Н. Зарецкой, М. А. Одинцовой. М. : МГППУ, 2015. С. 27–49.
11. Царькова Л. В. Модель психологического обеспечения развития профессионального самосознания осужденных несовершеннолетних делинквентов // Психология обучения. 2012. № 4. С. 131–140.
12. Devine J. Maximum security: The culture of violence in inner-city schools. Chicago, IL : The University of Chicago Press, 1996. 292 p.
13. Cornell G. The Prevention of Gun Violence in Schools and Communities // Forum on School Safety. Washington : House Committee on Education and the Workforce, 2018. 18 p.
14. Musu-Gillette L., Zhang A., Wang K., Zhang J., Oudekerk B. A. Indicators of School Crime and Safety: 2016. Washington : National Center for Education Statistics, 2017. 261 p.

Финансирование
Дата поступления 30.10.2019
Принято к публикации 05.12.2019