Заголовок | Проблема профилактики ксенофобии в молодежной среде | ||||
Автор(ы) | Муслумов Р. Р. | ||||
Сведения об авторе(ах) | Рустам Рафикович Муслумов, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Россия). |
||||
DOI | 10.35853/LAU.WS.2019.MD12 | ||||
Секция | Междисциплинарная секция | ||||
Год | 2019 | Индекс УДК | 316.6 | Страницы | 317-325 |
Аннотация | Ксенофобия в молодежной среде выступает разновидностью социальной патологии, опасной формой личностной деформации, разрушающей социум. С молодежью, подверженной ксенофобии, требуется вести постоянную работу по профилактике. Цель нашего исследования состояла в теоретическом обосновании направлений профилактики ксенофобии в молодежной среде. Теоретико-методологической основой исследования явились положения отечественной психологии о личности как системном образовании и о системной детерминации ее развития. Результаты исследования показали, что ксенофобия – это результат влияния группы факторов: социально-политических, экономических, психологических, культурных, антропологических. Детерминантами ксенофобии выступают социально-культурная среда и личностные факторы. Ксенофобские установки и стереотипы формируются как стихийно, так и целенаправленно. Выделены следующие виды ксенофобии: буллинг или травля, этническо-расовая, религиозная, ксенофобия по отношению к социальным группам и индивидам, различающихся определенными физическими или материальными, социальными, культурными и иными признаками. Профилактика ксенофобии представляет собой комплекс мероприятий, направленных на устранение причин возникновения и распространения ксенофобии. В систему профилактических мер входят общепрофилактические мероприятия, работа с группами риска, ресоциализация маргинальных групп, расширение субъектов профилактики. Особая роль придается подготовке специалистов для образовательных учреждений. В преодолении ксенофобии необходим комплексный подход, представляющий собой совокупность различных средств и форм работы, влияющих на сознание и поведение личности, социальных групп и социальных движений. |
||||
Ключевые слова | ксенофобия, экстремизм, профилактика ксенофобии, толерантность, самосознание, правовая культура. | ||||
Для цитирования | Муслумов Р. Р. Проблема профилактики ксенофобии в молодежной среде // Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций : сб. науч. тр. X Междунар. симпозиума (г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г.) / ред. Е. Б. Перелыгина, О. Ю. Зотова, А. В. Дроздова, Л. В. Тарасова. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. – С. 317–325. – ISBN 978-5-7741-0376-8. – DOI: 10.35853/LAU.WS.2019.MD12. |
||||
Лицензия |
![]() This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. |
||||
Полный текст статьи | Язык статьи: Русский | ||||
Список цитируемой литературы | 1. Апанасюк Л. А. Психолого-педагогические факторы реализации социально-культурных программ преодоления ксенофобии в молодежной среде // Вестник ТГУ. 2012. № 6 (110). С. 153–158. |
||||
Финансирование | |||||
Дата поступления | 30.10.2019 | ||||
Принято к публикации | 05.12.2019 |